Привет, друзья!
Я решила опубликовать на этом сайте свои уроки по акварели, сделанные для совместного проекта «Акварель» блога «Чай с корицей» (осень 2015 г.)
На момент написания онлайн-курса «Школа акварели» (лето 2017 г.) мой уровень заметно вырос, так что приглашаю всех, кто хочет научиться рисовать акварелью, пройти этот курс. Он очень объемный (12 больших уроков, некоторые из них двойные) и доступный по цене.
Подробности и программу курса читайте ЗДЕСЬ.
Сначала давайте немного поговорим о материалах.
Нам понадобятся:
1. Краски акварельные художественные.
Доступней всего питерская акварель «Невская палитра» и по качеству она вполне хорошая. У меня набор 24 цвета, плюс я купила дополнительно 10 цветов «вразвес», в отдельных кюветах.
Импортные художественные краски очень хороши, но и очень дороги, для начала вполне подойдут и наши.
Перед началом работы очень желательно сделать выкраски имеющихся в вашем арсенале красок, и подписать названия. Знать названия нужно для того, чтобы просматривая уроки по акварели в сети, вы понимали, о каких красках идет речь… ну и просто нужно знать названия)
Вот такую черновую выкраску я сделала. Названия восстановила по найденной в сети картинке.
Мы с вами вообще можем дополнительно использовать спреи, дистресс-чернила, всякие водорастворимые пигменты, цветную тушь и т.п.
Акварельные карандаши тоже пригодятся — ими можно делать наброски, вместо простого карандаша.
2. Бумага акварельная.
Нашу самую обычную акварельную бумагу Гознак очень все ругают, хотя мне кажется, что для начала она вполне сойдет. Лучше всего импортная бумага, плотность должна быть 300г. или около того. Она весьма дорога, и довольно сложно ориентироваться в ее ассортименте, горячего прессования — почти гладкая, холодного прессования — фактурная. В одной книге я прочла такой совет: «покупать бумагу по одному листу, и записывать себе в блокнотик её марку, плотность и состав, и своё впечатление о ней». По составу бумага бывает из целлюлозы и с добавлением хлопка. С хлопком считается лучше. У меня есть два альбомчика импортной бумаги холодного прессования с хлопком, формата А5, разных производителей (см. фото выше), и когда я первый раз рисовала на этой бумаге, я была очень впечатлена, она действительно совершенно другая и краска иначе ложится и вообще)
Отечественная марка Palazzo в серии Elite Art выпускает довольно таки неплохую бумагу. Она стоит дороже нашей обычной, но дешевле импортной… правда она и не такая роскошная по качеству. Очень симпатичные альбомчики на пружине формата А4, бумага плотная торшон (с выраженной фактурой), и очень мне нравится перфорация на каждом листе, благодаря которой можно аккуратно и красиво вырвать лист из альбома.
3. Кисти.
Для начала можно приобрести буквально 3-4 кисти. Белка толстая большая, колонок средняя и тонкая. У меня самая ходовая кисточка, это колонок №5. Беличьи кисти мягкие, вбирают в себя много воды, ими рисуются фон, крупные элементы, идеальны для техники «по-мокрому». Кончик даже самой толстой беличьей кисточки в намоченном состоянии должен собираться и становиться остреньким. Колонок — это упругая кисть для более мелких и детальных прорисовок, четких линий и т.п.
Еще пригодится широкая плоская синтетика, для больших заливок (для пейзажей — небо, море) и для рисования всяких угловатостей (городской пейзаж)
Также можно приобрести круглую кисть из щетины (коза), для создания характерных динамичных полусухих штрихов (при рисовании волос, травы и т.п.)
4. Палитра.
В качестве палитры удобно использовать белую тарелочку. Ну или купить палитру. Керамическая, фарфоровая палитра лучше пластиковой, но пластиковая тоже сгодится.
5. Карандаш и ластик.
Карандаш ТМ, М или 2М (HB или В, или 2В), остро заточенный канцелярским ножом. Все художники почему то говорят, что НЕЛЬЗЯ точить карандаш точилкой)
Ластик — очень рекомендую купить мягкий ластик, называемый смешным словом «клячка», он очень аккуратно убирает, как бы впитывает в себя карандашные линии и не портит бумагу.
6. Большая ёмкость с водой.
А лучше две) Чтоб в одной банке была совсем чистая вода, для контрольного ополаскивания кисти.
7. Салфетки или х/б ткань.
Для промакивания кисточек, я обычно беру целую стопку бумажных салфеток.
8. Планшет, малярный скотч.
Можно и без планшета обойтись, но с ним удобно, особенно когда вы планируете налить много воды и закрасить весь лист. У меня планшет А3, можно таскать его с собой в качестве переносного столика. Скотчем лист прикрепляется к планшету. В качестве планшета можно использовать любую доску, кусок оргстекла и т.п.
По себе знаю, акварель — довольно капризный материал. Неоднократно слышала от знакомых: «Акварель мне не даётся. Акварель меня не слушается» и т.п. Старайтесь не поддаваться подобный настроениям, она никому сразу не даётся, нужен навык, это специфический материал.
Парадокс заключается в том, что именно в тех качествах акварели, которые нас бесят фрустрируют, и заключается её очарование. Это прозрачность (ошибки сложно закрасить, получается замученность, замусоленность), её текучесть, способность вести себя непредсказуемо, смешиваться на листе…
Отдельно стоит сказать об отсутствии белого цвета в палитре. Да, это сложность, нужно оставлять белые места нетронутыми краской, в некоторых случаях влажную краску можно промокнуть практически до белого листа. Можно пойти на хитрость, и в конце работы, когда всё полностью высохнет, подкрасить блики белым акрилом, это неправильно и нечестно))), но так многие делают.
Переходим к практической части)
Сначала просто попробуйте наносить разные штрихи своими кисточками. Я записала небольшой ролик вам в помощь.
А дальше будем рисовать розу) Упрощенную, стилизованную. Тут у меня произошла небольшая истерика, я начала снимать одно видео (много роз на листе А4), оно мне не понравилось, я стерла записи… стала снимать другое, какое-то время оно мне нравилось, а потом я «доработала» свой рисуночек и он мне теперь не нравится вообще, а первое на А4 нравится)))
Но решила все таки смонтировать ролик из того материала, что есть, техника там вроде бы понятна. Видео ускоренное, так что я там смешно тараторю), зато не так нудно.
Свою картинку я в итоге малость перемучила, вырезала из нее открытку, и тут у меня немного помутилось сознание)) , я решила сделать ход, так сказать, конём и пришлепать надпись белым эмбоссингом на место, которое мне не нравилось. Потом мне показалось, что рисунок слишком какой то аккуратненький и вылизанный, и пшикнула светло-зеленым спреем… кажется, зря. И потом еще затонировала бежевым спреем, и белые места на розах подвела белым маркером (признаваться стыдно!), в общем вот итог:
А первую работу, которая мне сразу не понравилась, я разрезала на две части и также вырезала открыточки, добавила немного штампов и ими я полностью довольна. Тут я не так долго мусолила розы и они получились легкими и живыми. Синие соцветия я добавила, чтобы разнообразить розы. Обратите внимание, как сильно растеклись самые первые пятна, и как это красиво и нежно это смотрится.
Вечером стала смотреть ролики на youtube, невероятно понравился ВОТ ЭТОТ
советую и вам его посмотреть, а также другие ролики про розы) Здесь техника немного другая, начинаем рисовать сразу по сухому, оставляя нетронутые белые места, а по краям уже лепестки размываем. Мне очень понравилось, как художник рисует листики плоской кисточкой, сразу захотелось попробовать. Вот, что у меня получилось, маленькая легкая розочка и такие упругие листики. Очень нравится эта картиночка, она хоть и простенькая, но такая живая.
На этом первое занятие завершаю)